Многие из нас знают, что в детских домах и домах ребенка живут дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Пока им не довелось испытать счастье попасть в семью. Многим приходится жить в интернатных учреждениях до совершеннолетия, а потом выходить в самостоятельную жизнь. Чаще их никто не ждет, им трудно освоиться в совершенно новом мире, отличном от жизни в интернате. Многие из них не представляют, откуда берутся продукты и как приготовить себе еду, как потратить полученное пособие, чтобы его хватило на месяц, им трудно устроиться на работу и т.д. Чтобы как-то сгладить этот момент, была введена такая форма воспитания, как гостевой режим, при которой законным представителем ребенка остается администрация учреждения. В регионах России он осуществляется под разными названия, это и "наставничество", и "семья выходного дня", и "гостевая семья". В Санкт-Петербурге эта форма называется "семейная воспитательная группа". В выходные, праздничные или каникулярные дни, либо на какой-то определенный срок, ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Нахождение в семейной воспитательной группе дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и будущей жизни, т.к. обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты, таким образом, у ребенка появляется "родственник" и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении.
Ребенок, попавший в нормальную семейную обстановку, пусть чужой семьи, но принимающей его, готовой ему помочь, – это совершенно другое. Он становится активным участником усвоения семейного опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений семьи: воспитателем, его детьми и родственниками. У ребенка появляется возможность увидеть и почувствовать на себе положительный опыт семейных взаимоотношений, что впоследствии позволит ему легче принять новую семью усыновителя, опекуна, если его родители все же будут лишены прав, или поможет в налаживании новой жизни с кровными родителями.
Финансовая сторона вопроса сводится к тому, что желающий взять ребенка в семейную воспитательную группу подписывает договор на ее образование с администрацией учреждения. Такой договор носит характер трудового договора, по которому сторона, берущая ребенка в семью, является сотрудником учреждения, где находится ребенок, получая заработную плату.
Хотелось бы также подчеркнуть, что семье оказывается помощь, поддержка и ведется контроль психологом, логопедом, социальным работником и другими специалистами.
Это ответственное решение и, несмотря на то, что порой очень хочется взять ребенка буквально завтра, для успеха этого предприятия необходимо потратить время и усилия для подготовки себя, своего дома и своей семьи. Прежде всего, разберитесь сами с собой и честно ответьте себе, зачем вам нужно приглашать ребенка в гости; в чем может состоять ваша помощь; чем придется пожертвовать вам и вашим близким.
Детдомовские ребятишки в большинстве своем очень ласковые и отзывчивые, и обязательно подарят вам массу положительных эмоций. Но только и вы уж их не разочаровывайте, а помогите обрести самостоятельность и стать полноценными и нормальными членами общества!
Мы уверены, что для каждого желающего занять гражданскую позицию можно придумать индивидуальный, приемлемый для него вариант помощи детям детского дома. Все начинается с малого.
Если Вы любите детей и сможете согреть теплом и заботой детскую душу, обращайтесь в отдел опеки и попечительства МА МО поселок Смолячково или звоните по телефонам: 433-23-00, 433-23-90 специалистам по опеке и попечительству Минтусовой Наталии Олеговне и Пойманову Игорю Витальевичу, мы ответим на все интересующие вас вопросы.