РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЕМЬЕ
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где присутствуют дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования.
Психологический климат семьи можно определить, как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие:
- степень эмоционального комфорта;
- уровень тревожности;
- степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния;
- место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Благоприятный психологический климат в семье определяется следующими особенностями внутрисемейных отношений: взаимопонимание и устойчивость, сплоченность, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности. Важное влияние на психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы.
Нормальная семейная атмосфера – это
- осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;
- организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
- в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;
- взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Итак, если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семья – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Семья – сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой системы, которые в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи;
- научить детей полезным, прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Психическое развитие ребенка в некоторой степени зависит от семейной ситуации, от взаимоотношений в семье, от того, как к ребенку относятся его родители, и как себя ощущают дети в семье. Специально организованное психологическое консультирование родителей старших дошкольников способствует устранению неблагоприятного психологического климата в семье.
Таким образом-
1. неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.
2. Позитивные взаимоотношения между взрослыми и детьми формируются при благоприятном климате в семье.
3. Накопление знаний родителей о психологических особенностях детей соответствующего возраста, о формах и методах воспитания, способствует значительному улучшению детско-родительских отношений.
Рекомендации будут такими:
1) Согласованность в воспитательном процессе всех воспитательных воздействий.
2) Учет особенностей ребенка (темперамент, характер и т.д.).
3) Выстраивание доверительных отношений.
4) Безусловная любовь и поддержка.
5) Взаимопонимание между родителями.
6) Учет мнения ребенка в любой ситуации.
7) Отсутствие сравнения ребенка с другими детьми.
8) Делать акцент на талантах и способностях ребенка и не зацикливаться на его неудачах.
9) Заниматься коллективным творческим делом как можно чаще.
10) Выполнять все, что пообещали.
11) Быть примером для ребенка.
12) Делать так, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным в семье.
13) Имея какие-либо разногласия или причины для ссор с супругом(ой) не выяснять это при ребенке.
14) Понимать, что нет «детских» проблем и помогать решать проблемы совместно с ребенком.
15) Не бояться попросить помощи у специалиста.